homers_wife (homers_wife) wrote,
homers_wife
homers_wife

Categories:
в ответ на http://ivanov-petrov.livejournal.com/2042891.html?view=comments
1. Дети-сироты (без родителей по любой причины) очень разнородная группа. Гораздо более разнородная, чем просто "дети 3 лет" или "младенцы". Состав этой группы меняется от обстоятельств в стране/обществе: то ли это дети, потерявшие родителей в войне/несчастный случай (а до того нормально воспитывавшиеся в семьях), то ли это отказники по здоровью от благополучных родителей, то ли отказники просто потому что не нужны, или родители алкоголики/наркоманы/бедные/в тюрьме, или гастарбайтеры (и здоровье будет совсем разным, и внешность), или это подкидыши, потерявшиеся, изъятые в разном возрасте и по разным причинам (то ли неглект, вообще не смотрели, то ли жестокое обращение, то ли сексуальное насилие, то ли родители с психическими заболеваниями) или те, кого повторно вернули из приемной семьи. В другом обществе и в другое время это могут быть дети молодых, незамужних мам, "потому что это грех". Когда говорят "дети-сироты" представляют кого? Кого из этих категорий? Которые еще и в детском доме? или в приемных семьях? или под опекой у родственников? Или уже усыновлены?
Все эти дети пережили серьезную травму, часто длительную. Чем младше и здоровее ребенок и чем быстрее он попал в семью, тем меньше эта травма. Но всегда остается вероятность травмы "правды о настоящем происхождении" - а это уже наши, взрослые представления о важности кровного родства, воспитания в кровной родительской семье и что значит остаться без родителей. То ли пожалеть, то ли это такой третий сорт детей для тех, кто не смог родить(опять же ж не первосортные родители), но тогда надо выбрать ребеночка получше.
2. Реальных детей-сирот мало кто видит, из тех кто рассуждает о них абстрактно. Они на обочине жизни, и чем проблемнее ребенок, тем с бОльшей силой его выталкивают за пределы хорошего общества. Я могу сравнить это отсутствие опыта с детьми-сиротами с отсутствием опыта с обычными детьми. Бездетный человек рассуждает отвлеченно, мужчина, у которого есть дети, но ими занимается жена или бабушка, будет иметь другое представление о детях и сложностях, мама, лишенная поддержки мужа будет иметь совершенно иное мнение. А есть еще соседи, педагоги, врачи и философы с психологами.
3. Видят мало, а вот высокой духовности, размышлений, страхов и мифов - много. Тут и религия (богоугодное дело). и сказки "новая жена-мачеха гнобит дочерей старого мужа", и гены/кровь взыграют и зарубит топором/принесет в подоле. Эмоциональности, экзальтированности и замалчивания вокруг этой темы очень много.
4. Приемные семьи очень разные. Более разные, чем обычные семьи. Это могут быть семьи (до того) без детей, с детьми, с выросшими детьми, семьи, в которых дети погибли. Это может быть полная семья, это может быть одинокая женщина (редко мужчина).Количество детей может быть очень разным. И дети могут быть очень разными по возрасту и сложностям. Может быть усыновление в младенчестве, а может быть опека над подростком или тяжелобольным ребенком. и говоря о приемных семьях стоит упомянуть, что других приемных родителей у нас пока нет. а детей, которых существенно больше, надо раздавать в семьи.
5. У потенциальных приемных родителей есть свои представления о том, каким должен быть хороший приемный ребенок. Маленький, здоровый, симпатичный, чаще девочка. Реальные дети-сироты другие (здоровых в принципе очень мало среди сирот и их сразу разбирают, и слава богу). Надо как-то убирать этот дисбаланс.
6. когда говорят о важности кровной связи надо разделять представления в обществе о важности происхождения (к какому роду/семье принадлежишь? сила предков и прочее) и желание, потребность приемного ребенка знать свою историю (там все равно практически нет ничего хорошего в нашем, сытом и благополучном, понимании). Важность кровность - это от окружения зависит, от общества. И с реальностью это может не стыковаться. У нас братьев/сестер разделять нельзя (кроме исключительных случаев) и пристроить разом 3-4-7 детей в одну семью сложно. В другой стране, наоборот, могут считать что обязательно надо разделять, потому что будут воспроизводить в новой семье деструктивные паттерны, усвоенные в старой семье. В отношении антиЮЮ. В моем понимании это люди, для которых главным определяющим качеством ребенка является его принадлежность. "Он мой". Поэтому и панически страх, что кто-то может забрать, и установка "мой ребенок, что хочу, то и делаю", и неприятие приемных семей - "украли чужую собственность".
Важно еще учитывать, что считается нормальным (полная благополучная семья, бабы-деды) и насколько критично отличаться от этой нормальности.
Кровно-родственные связи не всегда лучше: если мама/папа умерли от алкоголя/наркотиков, то дети остаются с бабушкой/дедушкой, которые уже вырастили асоциальных детей. Плюс возраст.я сама слышала, как работница опеки говорила, что те, кто взял ребенка сознательно (не кровного), те живут без особых проблем, а вот очень проблемные семьи - это родственники, кто вынужден был взять. Где плюсы от кровности? (не берем вариант "социально успешные родители погибли в аварии")
7. что ребенок-сирота, что приемный родитель очень часто сталкивается с тем, что приемность/некровность/сиротство - это ярлык, стигма, то что выделяет и не всегда хорошо. Все стереотипы прикладывают к человеку. к нему присматриваются и все списывают на эту особенность.
8. когда у нас это скрывалось, то во-первых, существовала благодатная почва для слухов и мифов, и во-вторых реальных сирот и приемных родителей было мало слышно, слышнее были специалисты оттуда, где об этом можно было говорить (Запад), но это все же другая культура. И это тоже ретранслировалось к нам. Сейчас гораздо больше говорят сами дети, подростки, выросшие сироты, и сами родители.
9. Подарки и волонтеры в детские дома на Новый год. Показательный пример того, что думают о сиротах люди со стороны и как это отражается на реальных детях https://www.facebook.com/ElenaAlshanskaya/posts/1337232236294973
10. Тема очень сложная и неоднозначная. Насколько этично выбирать ребенка? к чему это может привести? (Например, "подсунули брак"). насколько этично вывешивать фотографии детей-сирот с озвучиванием диагноза. С одной стороны, больше вероятность, что их кто-то увидит и возьмет, с другой, а вы бы хотели, чтобы вот вывесили фото с информацией вас самих? или ребенок-сирота не совсем человек?
11. Дети-сироты они не только с большой травмой, но и с опытом, выходящим за рамки нашего понимания. Это сложно не только для самих приемных родителей, но и для педагогов, врачей, психологов. А экспертная позиция есть и ребенка/родителя будут "впихивать" в какую-нибудь теорию. Или любовь/вера все вылечит. или "ну испорченные они, испорченные, дети греха и плохих генов".

P.S. и да, это мои размышления и наблюдения за 3 года. Есть люди, которые гораздо больше знают в этой теме и с другой стороны
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments