homers_wife (homers_wife) wrote,
homers_wife
homers_wife

Как структура расходов на поездку влияет на то, что выберет горожанин: автомобиль или общественный транспорт.
из книга Вукана Вучика"Транспорт в городах, удобных для жизни"




"Поскольку большинство людей принимает решение о дальности поездки и виде транспорта, ориентируясь только на прямые за­траты, представленная структура затрат в значительной степени стимулирует использование автомобилей. Эта структура приво­дит к избыточному потреблению, характерному для любых услуг, доступных по искусственно низким ценам. Особенно явное иска­жение ценообразования городских поездок происходит при ис­пользовании корпоративных автомобилей: в этом случае люди рассматривают свои поездки как практически бесплатные."
...


Прямые затраты в большинстве случаев представляют собой лишь верхушку айсберга совокупных затрат на автомобильные поездки. По оценкам Американской автомобильной ассоциации [Urban Transportation Monitor, 1995]» соотношение прямых и условно-по­стоянных затрат составляет 13% к 87%. Условно-постоянные за­траты состоят из амортизации, страховки, ремонта и других рас­ходов на автомобиль, прямо не связанных с отдельной поездкой.
...


Совокупные косвенные затраты (в том числе условно-постоянные за­траты пользователей, субсидии и неоплаченные расходы, которые берет на себя общество, и ущербы, наносимые городской среде) со­ставляют в рассмотренном случае более 92% совокупных затрат."


Несколько иллюстраций к проблеме низкой маржинальной стоимости использования автомобиля
Два обозначенных выше фактора —субсидирование автомобильных поездок и структура затрат на них —представляют собой основное препятствие к достижению реалистичной ценовой политики и эф­фективного интермодального равновесия в агломерациях. Важно по­нять суть этой проблемы. Для этого рассмотрим некий гипотетиче­ский пример, демонстрирующий влияние структуры платежей при по­купке продуктов питания на потребительское поведение покупателей.

"Представим себе, что г-жа Бережливая, покупая продукты на не­делю, тратит на них юо долларов. Затем супермаркет предлагает сво­им клиентам новый тарифный план: тот, кто купит дисконтную карту за 4420 долларов (из расчета 85 долларов на 52 недели в году), сможет покупать все продукты за 15% цены. К чему это приведет?
       
Если г-жа Бережливая продолжит покупать те же продукты в тех же количествах, что и раньше, ее расходы будут и дальше со­ставлять около юо долларов в неделю: 85 долларов при этом будет оплачено дисконтной картой, а 15 долларов придется выложить на­личными. Однако, увидев, что она может получить продукты всего за 15% их цены, г-жа Бережливая будет считать, что это очень при­влекательное предложение, и покупать все больше продуктов более высокого качества, чем раньше: говяжья вырезка придет на смену мясному фаршу. В сущности, теперь она может купить в 2 раза боль­ше продуктов, чем раньше, заплатив всего на 15% больше! Таким об­разом, хотя ее совокупные расходы на продукты несколько вырас­тут, г-жа Бережливая сочтет такие расходы крайне привлекательны­ми из-за чрезвычайно высокой маржинальной выгоды.
    Этот пример показывает, как структура расходов на продукты или услуги сильнейшим образом влияет на потребительское поведение. Решение о покупке товара обычно зависит от предельных, но не от совокупных затрат. Если большая часть расходов постоян­на, низкие предельные расходы стимулируют избыточные покупки. Другими словами, указанное обстоятельство заставляет покупате­лей приобретать и потреблять гораздо больше, чем в случае непо­средственной оплаты покупки по полной цене. Повышение спроса на продукты, которые можно купить за небольшую часть их цены, со временем заставит супермаркет поднять цену дисконтной карты. Тогда расходы покупателей, приобретающих меньше товаров, будут выше, поскольку они будут субсидировать тех, кто покупает больше. Совокупное потребление и совокупные расходы на продукты, таким образом, вырастут, а распределение расходов станет несправедли­вым вследствие субсидирования тех, кто совершает больше покупок.
    Воздействие такого поведения будет еще сложнее в случае, когда производство некоторых продуктов питания наносит ущерб окру­жающей среде, который не компенсируется через цепу продукта, или когда закупаются импортные товары, что влияет на внешнеторго­вый баланс страны. Тогда избыток покупок, совершаемых г-жой Бе­режливой, приведет к некомпенсируемому вреду, наносимому окру­жающей среде и финансовой стабильности."


Tags: транспорт
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments